Дети – это будущее нашей страны. Каким станет наше будущее и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.
Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.
Зачастую в обычной семье нарушение прав детей, унижение их достоинства – распространенное явление.
Причина выбора именно этих методов кроется:
— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;
— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;
— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.
Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида. Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.
Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье.
Помните:
• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.
• Избегайте жесткости в обращении с ребенком, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым, к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.
• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка, а только унижает его.
• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.
• Не воспитывайте ребенка только строгостью; не разговаривайте с ним в повышенном раздражительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.
- Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком.
Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.
Создавайте в семье атмосферу любви, понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях, где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются, он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи.
Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опор
Памятка для родителей
по защите прав и достоинства ребенка в семье
1.Принимать ребенка таким, как он есть и любить его.
2.Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
3.Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
4.Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
5.Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
6.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
7.Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
8.Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
9.За один раз – может быть одно наказание. Наказан – прощен.
10.Ребенок не должен бояться наказания.
11.Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом.
12.Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
13.Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
14.Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
…Забота о детях – дело всех и каждого…
Дети против жестокости и насилия
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.