Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Как отучить ребёнка ругаться матом?

Дата: 25 сентября 2020 в 21:57
Автор: Евсюк М. Г.

Он выразился так ясно, что разум отказывался понимать.

Станислав Ежи Лец

Многим родителям знакома ситуация, когда их доморощенное чадо, вдруг, ни с того, ни с сего, в разговоре, припечатывает крепким словцом. Что делать, как реагировать? Какие слова найти, чтобы раз и навсегда отбить охоту ругаться матом? Единого рецепта для всех детей быть не может, кроме одного: исключить нецензурные выражения в семейном кругу. Если вы точно знаете, что набрался «высокого слога» ребенок не дома, тогда решительно вставайте на «тропу войны» за чистоту детской речи. В этой борьбе важно знать: чтобы отучить детей нецензурно выражаться в том или ином возрасте нужно применять свои приемы.

Когда ребенок уже школьник (от 7 до 10). В младшем школьном возрасте ребенок начинает воспринимать себя взрослым и самостоятельным. И естественно пытается подражать повадкам старших. Часто это выражается в употреблении нецензурной лексики. В этом возрасте уже не эффективно пугать страшилками и поощрения. Однако и применять телесные наказания не лучший выход из ситуации. Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.

Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения. Вы же можете показать школьнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример. Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает. Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».
Чем серьезнее будут намерения родителей, тем легче будет достичь желаемого результата. Подростковый период – время испытаний (11 – 15 лет). Подростковый возраст один из самых сложных в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Мат на этом периоде взросления – это попытка самоутвердиться в группе, способ завоевать уважение сверстников. Поэтому, если взрослые в свое время подорвали авторитет у ребенка, теперь о том, что он их послушает не стоит и мечтать. Из попытки в дружеской беседе переубедить отпрыска в том, что подобные выражения неуместны в нормальном обществе, также будет мало пользы. У чада в данный момент хватает друзей, и они имеют на него, к сожалению, больше влияния, чем родители. Поэтому, как один из вариантов, стоит попробовать убедить сына или дочь, что человек, который в его глазах имеет значимый вес, никогда бы не позволил себе употребить подобные выражения. Еще один способ: поговорите с ребенком в спокойном дружественном тоне о том, что дома и в школе он не имеет права произносить нецензурную брань, в противном случае ему не будет покупаться новая одежда, ну скажем, год. Это работает, так как для подростка внешний вид – его статус в группе. Запаситесь терпением, подростковый возраст проходит, дети взрослеют и начинают понимать, что нецензурная брань в мире взрослых неприемлема.

Однако чаще всего страдает от нецензурной лексики педагог в школе. Если дома родители имеют рычаги воздействия на своих отпрысков, то учитель, кроме чтения морали, в своем арсенале наберет не так уж много инструментов воздействия на очищение речи ребенка от скверны, немного, но они есть: «Клин клином вышибают» Этот способ подойдет для воздействия на учеников младшей и средней школы. Учитель должен серьезно переговорить со своими подопечными и поставить условие, что впредь, ученик, который в своей речи использует нецензурные слова, после уроков остается и пишет эти слова на тетрадном листочке, ну скажем 68 раз. При этом есть ряд важных моментов: Никакие отговорки, типа: «я дежурю», «у меня кружок» и т.п. не принимаются, исполнение наказания должно последовать в обязательном порядке. Только в этом случае, через определенное время установятся стойкие взаимосвязи: выражаешься матом – будешь наказан. Наказанию за нецензурщину подвергаются все: и отличники, и двоечники, и те, кто сказал это в порыве справедливого гнева, и те, кто выразился случайно, по привычке – исключений быть не должно не для кого. Дабы не поощрять «стукачество» и подхалимаж, наказанию подвергаются только те случаи, которые учитель зафиксировал самолично. К выполнению наказания сам учитель должен относиться серьезно и по окончанию работы пересчитывать количество написанных слов (хотя бы на первых порах). Это поселит в детях уверенность в серьезности наказания и не даст возможности схалтурить. После выполнения задания предложите ученику порвать на мелкие кусочки свои опусы, пусть ребенок выплеснет свой гнев на лист бумаги, а вас избавит от хранения подобной малоприятной писанины. На достижение желаемого результата у вас может уйти от трех до пяти недель, но игра стоит свеч. И пусть вы не избавитесь от злословия совсем, но то, что мата и ругани станет меньше, можно гарантировать. «Не мытьем, так катаньем» Это известная русская поговорка как нельзя лучше характеризует следующий способ борьбы с матом. Буквально это выражение означает: так или иначе, добиваться своего. Именно эту цель преследует педагог, пытающийся отучить материться ученика, как минимум в своем присутствии. Как уже упоминалось, в подростковом возрасте учащиеся не всегда адекватно реагируют на нарекания старших. Следовательно: замечание необходимо делать таким образом, чтобы было неповадно впредь изрыгать ругательства. После урока к педагогу подошли ученики и спросили, почему она так выразилась, на что учитель ответила, что психологами доказано, что человек ругающийся матом имеет сложности сексуального характера. Больше в этом классе мата не слышали. Как видим, представлен широкий спектр способов борьбы за чистоту детской речи. И кто как не родитель, знающий все особенности личности своего ребенка, должен первым встать на борьбу со сквернословием, только воевать нужно с умом, чтоб не получилось как в анекдоте: «Сын подходит к отцу и спрашивает: - Пап, а что такое мат? Отец пускается в долгие разъяснения, что это такие плохие слова, которые говорят пьяные дядьки. Ребенок слушает внимательно, а затем спрашивает: - А тогда что такое шах?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.