Анализ работы библиотеки Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 3 г. Копыля» за 2022/2023 учебный год
Библиотека является структурным подразделением ГУО «Средняя школа № 3 г. Копыля», относится к категории специальных библиотек и осуществляет свою работу совместно с педагогическим коллективом школы, исходя из задач, поставленных перед коллективом и конкретно перед библиотекой. В 2022/2023 учебном году в библиотеке обслуживалось 501 читатель, из них – 458 ученики, 43 – педагоги и другие. Количество посещений 7012. За год библиотека выдала 6202 экземпляров художественной и методической литературы. По сравнению с прошлым учебным годом количество читателей, посещений и книговыдач практически не изменилось.
Анализируя читательскую активность по классам, надо отметить, что самыми активными читателями являются ученики начальных классов. Это объясняется их возрастной активностью, а также наличием в библиотеке довольно богатого и разнообразного фонда литературы для младших школьников. Совсем другая картина в средних классах. Нас уже не удивляет, что школьники не то что не интересуются художественной книгой, а даже программная литература читается с большим трудом. Для написания сочинения, отзыва, например, используется критический материал, информация из Интернета, но только не чтение самого произведения и не самостоятельная работа. Изучая спросы наших читателей, мы видим, что предпочтения отдаются легкой литературе – фэнтези, детективам, приключениям. А этой литературы в нашей библиотеке крайне мало, новых поступлений нет, отсюда и снижение активности читателей средних классов. В прошлом году заметным стало снижение читательской активности и учеников старших классов: даже программные произведения они предпочитают читать в электронном виде.
Книгообеспеченность в прошлом учебном году составила 29,3 книг на одного читателя, это довольно большой показатель. Но количество не всегда является качеством. Значительная часть фонда не пользуется спросом из-за своей устарелости. Особенно это касается методической литературы. В библиотеку она практически не поступает или поступает с большим опозданием. Например, с начала 2023 года фонд библиотеки пополнился только на 7 экземпляров методической литературы. По-прежнему остается проблемой отсутствие поступлений художественной и научно-популярной литературы для школьников 4-8-х классов. Фонд литературы для учеников начальной школы пополняется исключительно заменой утерянных (последние двадцать пять лет). А с начала 2016 года в библиотеку не поступают и периодические издания (журналы). По сравнению с предыдущими годами книгообеспеченность несколько удалось снизить за счет списания чрезмерно дублетной литературы.
Для повышения эффективности обслуживания читателей большая роль отводится справочно-информационной работе. Регулярно пополняются: картотека персоналий, картотека сценариев, картотека художественных произведений. Постоянно редактируются регистрационная картотека учебников, алфавитный каталог. В целом, усовершенствованию справочно-библиографического аппарата библиотеки отводится много сил и внимании.
В условиях недостаточного комплектования большое внимание уделялось сбору различной информации в папки-досье. Постоянно пополнялись папки «Планета – наш общий дом», «Ошибка, лишающая будущего», «Табак – кара небесная», «Беларусь – наша радзіма», «Беларускія пісьменнікі», «Имя в истории», «Мой город, моя столица», «Школа осторожности». Эта работа в библиотеке ведется систематически.
Сегодня уже всем понятно, что внедрение автоматизации в библиотеку не просто веяние времени, а основное условие повышения производительности труда библиотечных работников. На основе программного комплекса «БиблиоГраф» в библиотеке продолжал создаваться электронный каталог основного фонда, электронный каталог учебных изданий постоянно редактировался. Ежегодно заполняется база данных «Информация об обеспеченности учебными изданиями учреждений общего среднего образования».
Доказано, что 80% информации человек воспринимает визуально и наглядное восприятие – начало любого познания. Наглядность позволяет повысить качество, результативность усвоения материала. Недооценивать этот принцип в библиотечной практике нельзя, особенно в работе с детьми. И основные формы деятельности, соответствующие этому принципу – это книжные выставки и тематические полки. Их, с целью пропаганды книги в библиотеке, прошлом учебном году было подготовлено много на самые разнообразные темы. Вот некоторые из них: книжные выставки «Богатство природы белорусской», «Пясняр зямлі беларускай» к 140-летию со дня рождения Якуба Коласа, «Першы беларускі класік» к 215-летию со дня рождения В.Дунина-Мартинкевича «Славим великий подвиг» ко Дню Победы в Великой Отечественной войне; тематические полки: «Спутники любознательных», «Я гимны Матери пою» к Дню Матери 14 октября, «Эти забавные животные» к Международному дню биологического разнообразия 29 декабря, «Родная мова – крыніца празрыстая» к Международному дню родного языка 21 февраля, «Поэзии мир необъятный» к Всемирному дню поэзии 21 марта, «Подружись со спортом» к Всемирному дню здоровья 7 апреля, «Космос далёкий и близкий» к Всемирному дню авиации и космонавтики 12 апреля, «У семейного очага» к Международному дню семьи 15 мая, «Детству солнце подарите» к Международному дню защиты детей 1 июня. К юбилейным датам белорусских, русских и зарубежных писателей были также подготовлены тематические полки.
На протяжении всей учебной недели ученики посещают библиотеку, в первую очередь, с образовательной целью: взять программную литературу, найти дополнительный материал по предметам. Поэтому субботние мероприятия библиотека стремилась сделать более развлекательными, веселыми, но в то же время познавательными и развивающими. В основном, это различные викторины, конкурсы, игры-путешествия. Ребята с удовольствием играли, искали ответы на различные задания, тем самым расширяя свой кругозор. Каждый месяц по субботам проводились различные мероприятия для учеников начальных и средних классов: игра-путешествие «Сказочные встречи», игра-викторина «Мудрость старой сказки», конкурсно-игровая программа «Земля твоя и моя», игра-конкурс «Всезнайки», литературная викторина «Путешествие в мир Шарля Перро», интеллектуальная игра по произведениям С.Михалкова «Следствие ведут знатоки», игровая программа «Путешествие по профессиям мам», познавательная игра «Краеведческий калейдоскоп», конкурс юных экологов-эрудитов «Зелёная корзинка».
В библиотеке проводилась большая работа по сохранности библиотечного фонда. Все книги своевременно ремонтировались, подклеивались, книги в тонких обложках для младших школьников обклеивались скотчем, проводились рейды-проверки состояния учебников, индивидуальные беседы о бережном отношении к книгам. В прошлом учебном году продолжалось редактирование библиотечного фонда, проведена его наиболее оптимальная расстановка , насколько это возможно в условиях данного помещения. Значительное внимание уделялось работе с учетной документацией библиотеки. Она велась в соответствии с инструкциями, своевременно заполнялась, акты на поступление и списание сверялись с бухгалтерией Центра по обеспечению бюджетной деятельности. В начале учебного года были заполнены и в течение года постоянно корректировались Google таблицы «Информация об обеспеченности учебными изданиями учащихся 1-11 классов учреждений общего среднего образования на 2022/2023 учебный год».
Библиотека работала в тесной связи с другими школьными библиотеками района, в начале года было взято 233 экземпляров недостающих учебников из городских и сельских школ, отдано во временное пользование 266 экземпляров, из них 58 экземпляров в другие районы. Библиотекарь постоянно проводила работу по самообразованию, осваивала информацию из профессиональных изданий, своевременно изучала нормативные документы, посещала семинары и совещания библиотекарей района.