Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Рекомендации для педагогов «Родитель и учитель. Конфликт или сотрудничество»

Дата: 24 ноября 2023 в 12:17, Обновлено 24 ноября 2023 в 12:17
Автор: Евсюк М. Г.

Рекомендации для педагогов

«Родитель и учитель.

Конфликт или сотрудничество»

Рекомендации по урегулированию конфликтов

1. «Снимем маски»: участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.

2. «Выявляем подлинную проблему»: необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.

3. «Отказываемся от установки: «Победить любой ценой».

4. «Находим несколько возможных решений». В любом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.

5. «Оцениваем варианты и выбираем лучший». Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.

6. «Говорим так, чтобы нас услышали». Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.

7. «Признаем и бережем ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.

Если следовать этим рекомендациям, то между учителями и родителями не было бы никаких конфликтов. Но, увы, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости?

Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит. В любом случае при решении конфликта только с помощью действий результат чаще всего предсказуем и имеет три возможных варианта.

Вариант 1. Побеждает сторона, обладающая большим количеством ресурсов и полномочий, заставляя оппонента подчиниться ее требованиям.

Вариант 2. Сторона, обладающая меньшими ресурсами и полномочиями, физически выходит из конфликтной ситуации.

Вариант 3. Конфликт будет нарастать, углубляясь, разрастаясь, включая в себя новых участников и, как следствие этого, — новые «зоны разногласий». Локальный конфликт, таким образом, превратится в долгую затяжную войну с переменным успехом и совершенно непредсказуемым результатом для обеих сторон.

При этом все три сценария являются деструктивными. Альтернативным вариантом поведения в конфликте, направленным на его конструктивное завершение, является следующий универсальный алгоритм, ведущий к разрешению практически любой конфликтной ситуации.

Шаг 1. Установление атмосферы доверия и сотрудничества.

Шаг 2.Согласование восприятия конфликтующих сторон.

Шаг 3.Согласование интересов конфликтующих сторон.

Шаг 4. Поиск, согласование и принятие решений о совместных действиях, направленных на решение конфликта с учетом интересов обеих сторон.

Шаг 5. Реализация достигнутых договоренностей.

Причины возникновения конфликта между учителями и родителями

Конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель — всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не уйти. Специфические причины конфликтных ситуаций в системе «учитель — родитель»

с точки зрения родителей:

некомпетентность учителя: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;

неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится;

учителя всех детей делят на «любимчиков и остальных»;

успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования;

унижают детей, оскорбляют их;

плохо высказываются о родителях при детях;

с точки зрения учителей:

несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их ребенок ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания;

повышенные, нередко безосновательные требования к учителю: почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки; вы обязаны любить наших детей; вы должны поставить моему ребенку пятерку;

слишком высокого мнения о своем ребенке;

родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой;

ни во что глубоко не вникают;

поверхностно судят об учителях;

совершенно не контролируют ребенка;

учителя обязаны учить и воспитывать их детей;

часто вмешиваются в учебный процесс;

классный руководитель не подходит для нашего ребенка;

учитель у нашего ребенка не такой.

Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, сформированы наиболее актуальные специфические причины конфликтных ситуаций между родителями и учителями:

- разные уровни общей и педагогической культуры, несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);

- непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;

- различие в отношении к ребенку как к личности.

Как наладить контакт родителей и учителей. Пути взаимодействия

Особое место в школьной жизни занимает организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно — это во многом зависит от стратегии классного руководителя. Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Каковы пути взаимодействия?

Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией. На плечи классного руководителя ложится забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания. Каждый классный руководитель должен:

Разработать механизм прямой связи родителей и учителей.

Систематически, а не эпизодически развивать и совершенствовать взаимодействие с учителями-предметниками.

Постоянно включать родителей в жизнь класса.

Рекомендации учителям:

помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;

используйте многоальтернативный подход к решению проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты);

пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные);

постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера.

Педагог социальный      С.И. Бабареко

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.