Рекомендации родителям по предупреждению конфликтов «родитель – учитель»
Существует мнение, что преодоление конфликтной ситуации выводит взаимоотношения между учителями и родителями на новый уровень. Другое мнение — конфликты разрушают отношения и их необходимо предупреждать. Так стоит ли избегать конфликтов или необходимо научить учителей их эффективно преодолевать?
Причины возникновения конфликта между учителями и родителями
Конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель — всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не уйти. Специфические причины конфликтных ситуаций в системе «учитель — родитель»
с точки зрения родителей:
некомпетентность учителя: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;
неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится;
учителя всех детей делят на «любимчиков и остальных»;
успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования;
унижают детей, оскорбляют их;
плохо высказываются о родителях при детях;
с точки зрения учителей:
несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их ребенок ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания;
повышенные, нередко безосновательные требования к учителю: почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки; вы обязаны любить наших детей; вы должны поставить моему ребенку ДЕСЯТКУ;
слишком высокого мнения о своем ребенке;
родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой;
ни во что глубоко не вникают;
поверхностно судят об учителях;
совершенно не контролируют ребенка;
учителя обязаны учить и воспитывать их детей;
часто вмешиваются в учебный процесс;
классный руководитель не подходит для нашего ребенка;
учитель у нашего ребенка не такой.
Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, сформированы наиболее актуальные специфические причины конфликтных ситуаций между родителями и учителями:
разные уровни общей и педагогической культуры, несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
различие в отношении к ребенку как к личности.
Как наладить контакт родителей и учителей. Пути взаимодействия
Особое место в школьной жизни занимает организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно — это во многом зависит от стратегии классного руководителя. Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Каковы пути взаимодействия?
Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.
Рекомендации по урегулированию конфликтов:
1. «Снимем маски»: участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.
2. «Выявляем подлинную проблему»: необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.
3. «Отказываемся от установки: «Победить любой ценой».
4. «Находим несколько возможных решений». В любом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.
5. «Оцениваем варианты и выбираем лучший». Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.
6. «Говорим так, чтобы нас услышали». Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.
7. «Признаем и бережем ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.
Если следовать этим рекомендациям, то между учителями и родителями не было бы никаких конфликтов. Но, увы, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости?
Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит.
В родительский блокнот
❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.
❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.
❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.
❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.
❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.
❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.
❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»
❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.
❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.
❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.
❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.
❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.